Программа повышения квалификации "Лин-практик (эксперт)"

для руководителей подразделений, заместителей, технических специалистов и специалистов по повышению операционной эффективности

Продолжительность: 2 месяца/140 часов

Теоретические занятия: 36 часов

Практические занятия: 104 часов

По окончании обучения выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Для успешного завершения программы участникам предстоит:

  • пройти 4 теоретических модуля;
  • успешно пройти по каждому модулю тестирование;
  • выполнить самостоятельные задания;
  • открыть и выполнить личный проект на своем предприятии.

Модуль 1

5 дней/40 часов

  • Базовые инструменты производственной системы.
  • Потери в производственном процессе.
  • Система 5С. Дорожная карта внедрения.
  • Система кружков качества (малых инициативных групп), технология развития данной системы. Организация кайдзэн-работы в подразделении и в компании. Системное развитие персонала.
  • Практическая работа - отработка навыков.

модуль 2

5 дней/40 часов

  • Методика реализации проектов по улучшению процессов..
  • Анализ производственного процесса. Картирование потока создания ценности. Карта текущего, будущего и идеального состояния производства.
  • Сбор данных. Хронометраж. Диаграмма Спагетти. Диаграмма пропускной способности. Диаграмма дооперационной загрузки. Время такта.
  • Оценка эффективности улучшений.

модуль 3

5 дней/40 часов

  • Повышение уровня качества продукции. Система TQM.
  • Статистические методы анализа в управлении качеством.
  • Эволюция системы Канбан.
  • Визуальное управление производственным процессом. Информационные центры (ИЦ). Порядок работы ИЦ;
    Структура операционного управления (SQDCM): безопасность, качество продукции, дисциплина поставок, затраты, управление персоналом;
  • Утверждение плана мероприятий по личному проекту.

модуль 4

20 часов

  • Разработка и утверждение плана мероприятий по проектам улучшения производственных процессов. Правила организации "Проектного офиса".
  • Визуализация данных: графики, схемы. Подготовка презентации.
  • Публичная защита результатов проектов.
  • Получение памятного подарока!
  • Вручение удостоверения о повышении квалификации

Подробнее о содержании каждого модуля

программа для руководителей подразделений, заместителей, технических специалистов и специалистов по повышению операционной эффективности

Модуль 1. Программа

Технология развитие производственной системы компании
  • Влияние инструментов Бережливого производства на производительность труда и эффективное управление предприятием.
  • Анализ производственного процесса. Картирование потока создания ценности. Карта текущего, будущего и идеального состояния производства.Семь видов поверхностных потерь и потери лидерства и коммуникаций.Видеопримеры – анализ, обсуждение в группах.
Цель: отработка навыков вовлечения участников в процесс изменений, анализа производственного процесса, расчета производительности труда работников, выявления потерь, планирования работы по повышению эффективности процессов.

  • Инструменты организации и совершенствования рабочих мест на производстве и в офисе.
  • Культура производства и создание благоприятных условий работы по принципам 5С, технология внедрения. Визуализация. Эргономика рабочего места. Стандартизированная документация по 5С. Видеопримеры – анализ, обсуждениеИнструменты стандартизированной работы. Определение «узких мест» производства по месту - по факту.Практическая работа: «Организация рабочего места на производстве, в офисе, на складе».

Цель: отработка навыков внедрения улучшений и принципов совершенствования процессов по повышению качества продукции, снижению себестоимости, выполнению заказов в срок и сокращению времени производственного цикла.

  • Совершенствование оборудования. Основы Всеобщего профилактического обслуживания оборудования (TPM), технология развертывания. Расчет общей эффективности оборудования. Практические задания – работа в группах (анализ, обсуждение).
  • Технология внедрения быстрой переналадки (SMED). Практическая работа. Цель: отработка навыков применения SMED.
  • Основные принципы встроенного качества, технология внедрения. Диаграммы контроля качества процесса. Алгоритм анализа первопричин и профилактики ошибок. Практическая работа в группах.
Цель: отработка навыков проведения поиска первопричины и разработки профилактических действий.

  • Система кружков качества (малых инициативных групп), технология развития данной системы. Организация кайдзэн-работы в подразделении и в компании. Системное развитие персонала. Практическая работа.
Цель: отработка навыков проведения кружка качества

  • Методика реализации проектов по повышению производительности.
  • Дорожная карта развития Производственной системы в компании. Основные стратегии. Тактика.

Тестирование

Самостоятельная работа

  • Открытие проекта по улучшению.

Модуль 2. Программа

Декомпозиция целей до задач.

  • Задачи в области декомпозиции целей. Управленческие и финансовые аспекты в постановке целей. Система управления эффективностью. Существующие проблемы в целеполагании и контроле достижения целей;
  • Понятие и назначение Дерева целей. Принципы построения Дерева целей. Критерии качества успешного построения Дерева целей. Примеры декомпозиции различных разделов Дерева целей. Примеры Дерева целей;
  • Практическая работа по декомпозиции целей. Разработка Дерева целей компании. Типовые риски и ошибки при построении Дерева целей.
  • Ключевые показатели эффективности (КПЭ). Применение данных Дерева целей для формирования КПЭ. Ответственность за достижение целей. Балансировка зон ответственности и полномочий руководителей. Устранение размывания ответственности и «мертвых зон»; Видеопримеры – анализ, обсуждение в группах.
Цель: отработка навыков применения инструмента "Декомпозиция целей".


  • Информационные центры (ИЦ). Назначение и область применения. Цели и задачи создания ИЦ. Типы ИЦ. Структура ИЦ и принципы агрегации показателей разных уровней. Рекомендации к оформлению и расположения ИЦ. Порядок работы ИЦ;
  • Структура операционного управления (SQDCM): безопасность, качество продукции, дисциплина поставок, затраты, управление персоналом;
  • Практическая работа по разработке ИЦ: генерального директора, руководителя подразделения, мастера участка, проектного офиса;

Цель: отработка навыков организации системы информационных потоков от верхних целей до уровня рабочего места.

TWI (Training Within Industry – обучение на производстве) – это система подготовки линейных руководителей.

  • История возникновения и развития. Какие результаты может ожидать компания после внедрения.
  • TWI как инструмент повышения эффективности линейных руководителей. 5 компетенций руководителя. Три основных модуля TWI.
  • Технология «обучение действием». Метод «Четырех шагов». Формат и методология проведения обучения по модулям TWI.

  • Модуль I: эффективное обучение на рабочем месте.
- Навык передачи знания как основной ресурс руководителя.
- Демонстрация неправильного и правильного обучения выполнения операции.
- Четыре основных шага проведения обучения сотрудника на рабочем месте.
- Распространенные ошибки при проведении обучения.
- Подготовка к проведению обучения. Разбивка рабочего процесса на этапы и элементы.
- Практическая работа в группах: описание операции и проведение обучения по Методу четырех шагов.
- Важность системности проведения обучения. Матрица компетенций. Составление расписания.
- Основные проблемы при проведении обучения на рабочем месте и использование метода «Четырех шагов» для их решения.

  • Модуль II: методы работы – совершенствование выполнения операций.
- Демонстрация неэффективного и усовершенствованного способа выполнения операции.
- Пошаговая технология выявления и устранения потерь и совершенствования. выполнения операций.
- Практическая работа в группах: совершенствование выполнения операции с применением метода «Четырех шагов».
- «Продажа» сотруднику усовершенствованного способа выполнения операции.

  • Модуль III: эффективные рабочие взаимоотношения
- Схема ответственности руководителя. Основы конструктивных взаимоотношений.
- Пример проблемной ситуации с сотрудником и использование метода «Четырех шагов» для ее решения.
- Сбор фактов для анализа проблемной ситуации.
- Правила диалога: слушать и слышать сотрудника.
- Предупреждающие действия для предотвращения проблемной ситуации.
- Разбор проблемных ситуаций нескольких участников с применением метода «Четырех шагов».

Активизация персонала. Методология и внедрение процесса активизации персонала.

Цель: отработка навыков вовлечения, обучения и развития сотрудников в производственном процессе. Развитие системы наставничества и подготовки наставников внутри процесса.

Тестирование

Самостоятельная работа

  • Сбор данных по личному проекту.

Модуль 3. Программа

Система управления качеством.

  • Какие подходы к контролю качества существуют. TQM – система всеобщего контроля качества.
  • Повышение уровня качества продукции: стратегия и тактика, инструментарий. Фиксируем или развиваем?
  • Встраивание качества в процесс. Формирование системы обеспечения качества. Стандартизация и визуальное управление. Проектный офис. Оценочные показатели и методика их расчета. Индексы. Тренды. Статистика.
  • От проблемы к решению - технология проведения кружков качества. Поиск первопричины возникающих проблем.
  • Шесть областей поиска первопричин.Завершенность собственного процесса. Стратегия «Ноль дефектов».
Цель: Отработка навыка по поиску первопричины проблемы,внедрению технологии встроенного качества.

Статистические методы анализа в управлении качеством
- Расслоение. Сущность метода. Применение. Примеры
- Диаграмма Парето. Сущность метода. Применение. Виды. Методика построения. Рекомендации
- Причинно-следственная диаграмма. Сущность метода. Методика составления. Рекомендации
- Гистограммы и полигоны. Сущность метода. Построение гистограмм и полигонов. Оценка гистограмм
- Контрольные карты. Сущность метода. Технологические предпосылки применения контрольных карт. Типы контрольных карт.
- Диаграмма разброса. Сущность метода. Составление диаграмм. Коэффициент корреляции.

- Статистическая проверка корреляции. Линия регрессии

Цель: Отработка навыка по применению статистических методов анализа в управлении качеством процесса

Эволюция Канбан.

  • Системы «выталкивания» и «вытягивания» заказов - в чем разница: преимущества и недостатки в логистике. Правила внутренней логистики. Два подхода к процессу транспортировки.
  • Система Канбан: правила применения. Виды Канбан и методы расчета, этапы запуска. Планирование производства с применением инструментов внутренней и внешней логистики.

Цель: отработка навыков организации системы информационных и материальных потоков при организации системы Канбан.

Введение в DMAIC (define, measure, analyze, improve, control — определение, измерение, анализ, совершенствование, контроль)
  • Фаза "D" «Определение»:Разработка проблемы. Создание карты процесса высокого уровня.Определение заказчиков, на которых оказывает влияние проблема.Каскадное управление, диаграмма причин и следствий, причинно-следственная матрица.
  • Фаза "M" «Измерение»:Определение показателей процесса. Разработка плана сбора данных.Анализ системы измерений (MSA).
  • Фаза "А" «Анализ»:Определение и цель базовых методов, используемых для анализа процесса.Описание применения и использования основных инструментов графического анализа.
  • Фаза "I" «Совершенствование»:Мозговой штурм с целью определения альтернатив улучшения.Анализ Себестоимость/выгода для улучшения.Создание карты процесса «Должно быть/будущее состояние».
  • Фаза "С" «Контроль»:Разработка методов визуального контроля и стратегии контроля для улучшенного процесса.

Тестирование

Самостоятельная работа

  • Утверждение плана мероприятий по личному проекту.

Модуль 4. Программа

Правила организации "Проектного офиса".

  • организационная структура "Проектного офиса"
  • Наполнение и система управления
  • Примеры организации "Проектного офиса" с проектов

Визуализация данных: графики, схемы, презентации.

  • Визуальное представление информации
  • Презентация информации: цели, структура, дизайн, форма подачи
  • Примеры презентационных материалов: по обучению, по защите проектов, по анализу данных

Практика публичных выступлений. Ораторское искусство.

  • Теория
  • Практика
  • Речь
  • Внешний вид
  • Секреты из практики
  • Выход из сложной ситуации
  • Самомотивация и саморазвитие

Тестирование.

Самостоятельная работа

  • Внедрение плана мероприятий по личному проекту. Закрытие проекта.
  • Предварительная защита проекта с рабочей группой.